литературные сайты

    avatar
    literrary
    Junior

    Количество сообщений : 17
    Дата регистрации : 2014-12-19

    default литературные сайты

    Сообщение автор literrary в Сб Сен 14, 2019 1:10 pm

    литературные сайты

    очень полезны для писателей литературы

    особенно тут: форум с Амальтеей писателей

    Занятие 26. Малые литературные жанры
    Мфвсм-Словарь Рифм

    МАЛЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

    Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

    Малые литературные жанры различают:

    По форме

    Новелла
    Ода
    Опус
    Очерк
    Рассказ
    Скетч
    Эссе
    Этюд
    Набросок

    По содержанию

    Притча
    Фарс
    Водевиль
    Интермедия
    Пародия

    По родам:
    эпические
    Басня
    Былина
    Баллада
    Миф
    лирические

    Лирическое стихотворение
    Элегия
    Послание
    Эпиграмма
    Сонет
    Стансы
    Моностих (однострок, одностишье)
    Романс
    Мадригал

    Малые стихотворные формы других народов:
    Хайку
    Газелла
    Айрены
    Рубаи (четверостишие)
    Танка
    Лимерик (лимрик)

    Фольклорные жанры устного народного творчества

    Сказка
    Песня

    Малые жанры фольклора
    Загадка
    Пословица
    Поговорка
    Скороговорка
    Частушка

    РАЗЛИЧИЕ ПО ФОРМЕ

    НОВЕЛЛА

    Новелла (итал. novella — новость) как и рассказ, относится к жанру краткой художественной литературы.
    Как литературный жанр новеллу утвердил Боккаччо в XIV веке. Это говорит о том, что новелла гораздо старше рассказа по возрасту. То есть более или менее четкое понятие, определяющее, что же такое «рассказ», возникло в русской литературе в XVIII веке. Но явных границ между рассказом и новеллой нет, разве что последняя в самом своем начале напоминала скорее анекдот, то есть короткую смешную жизненную зарисовку. Некоторые черты, присущие ей в средневековье, новелла сохранила до наших дней.
    От рассказа отличается лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (О'Генри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.
    В отличие от рассказа, сюжет в новелле острый, центростремительный, часто парадоксальный, отсутствует описательность и композиционная строгость. В любой новелле в центре повествования господствует случай, здесь жизненный материал заключён в рамки одного события (к жанру новеллы можно отнести ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя).
    Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами, в новелле задействовано не много действующих лиц, одна сюжетная линия (реже несколько) и одна проблема.
    Представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, различал понятия новеллы и рассказа, говоря, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и приближен к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший, что новелла «свершившееся неслыханное событие».
    На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, а на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.
    Для Эдгара По новелла — это вымышленная история, которая может быть прочитана за один присест; для Герберта Уэллса — менее чем за час.

    ОДА
    Ода - это поэтическое произведение, которое написано в возвышенном стиле. Обычно этот жанр литературы посвящают тому или иному событию или определённому герою. Отвечая на вопрос о том, что такое ода, можно сказать, что это хвалебная песнь или хвалебное стихотворение, которое возвышает определённого человека над всем остальным миром.

    В древности термин «ода» (латин. oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные авторы применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оды на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара (см.) и Горация (см.).
    Ода в Древней Греции обычно исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей.
    Средние века совершенно не знали жанра оды как такового. Он возник в европейских литературах в эпоху Возрождения, в XVI в. Во Франции основоположником оды явился поэт Ронсар , которому и принадлежит введение самого термина.
    В это время сюжет оды обязательно должен был иметь важное «государственное» значение (победы над внешними и внутренними врагами, восстановление «порядка» и т. п.). Основное чувство, ее вдохновляющее, — восторг. Основной тон — восхваление вождей и героев монархии: короля и особ королевского дома. Отсюда — общая торжественная приподнятость стиля, риторического и по своей природе и по самой своей речевой функции (ода предназначалась, прежде всего, для торжественного произнесения), построенная на непрестанных чередованиях восклицательной и вопросительной интонаций, грандиозности образа, абстрактной «высокости» языка, оснащенного мифологическими терминами, олицетворениями и т. п.
    Первые попытки внесения жанра оды в русскую поэзию принадлежат Кантемиру, однако самый термин впервые введен Тредьяковским в его «Оде торжественной о сдаче города Гданьска». В дальнейшем Тредьяков-ский слагал ряд «од похвальных и божественных».
    Однако подлинным основоположником русской оды, утвердившим ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века, был Ломоносов. Назначение од Ломоносова — служить превознесению феодально-дворянской монархии XVIII в. в лице ее вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым, была торжественная пиндарическая ода; все элементы стиля которой должны служить выявлению основного чувства — восторженного удивления, смешанного с благоговейным ужасом перед величием и мощью государственной власти и ее носителей.
    В конце 18 и начале 19 века ода стала вторым основным жанром русской литературы. Творчество Державина, знаменовавшее высший расцвет жанра оды на русской почве, отличается исключительным разнообразием. Особое значение имеют его обличительные оды («Вельможа», «Властителям и судиям» и др.).
    Торжественные оды писал Дмитриев. Именно с торжественных од начиналась деятельность Жуковского, Тютчева, молодого Пушкина.
    Но со временем ода в литературе потеряла своё былое значение, и ей на смену пришли баллады и элегии. Сегодня мало кто пользуется этим жанром для того, чтобы вознести героя или событие, она, как жанр, стала непопулярна, однако лучшие оды навсегда остались в истории литературы

    ОПУС (лат. opus — буквально, труд, сочинение) — термин, применяемый для порядковой нумерации сочинений композитора. (Пример: соната Бетховена, опус 57-й).
    Во всём мире это слово обозначает литературное или музыкальное произведение. Однако в России этот термин почему-то приобрёл насмешливое значение. Так говорят, когда хотят поиздеваться или пренебрежи-тельно отозваться о сочинении какого - нибудь автора.
    Примеры: «Какой он толстенный опус написал». «Позвольте преподнести вам мой первый опус».

    ОЧЕРК

    Очерк — одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощён-ного обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
    Виды очерков:

    Портретный очерк. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.

    Проблемный очерк. Основная задача автора - публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.

    Путевой очерк. Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, обо всём увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру: А. С. Пушкин, А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев, А. П. Чехов и другие. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.

    Исторический очерк. Хронологическое, научно-обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, "Исторический очерк Вятского края", 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

    РАССКАЗ

    Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы с установкой на малый объем и на единство художественного события.
    Как правило, рассказ посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы повествования и где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержа-нию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».
    Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

      Текущее время Сб Янв 25, 2020 3:52 am